11
35
11
«Бункер S» Эфир передачи от 22 августа 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 23 августа 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
 888              d8888  8888888888                   d8888  888                     
888 d88888 888 d88888 888
888 d88P888 888 d88P888 888
88888b. d88P 888 8888888 888 888 d88P 888 888 888 888 888
888 "88b d88P 888 888 888 888 d88P 888 888 888 888 888
888 888 d88P 888 888 888 888 d88P 888 888 888 888 888
888 888 d8888888888 888 Y88b 888 d8888888888 888 Y88b 888 d88P
888 888 d88P 888 888 "Y88888 d88P 888 88888888 "Y8888888P"


Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

23. Гений брака

Валерий Бондаренко Искусствовед, кинокритик, писатель

7 мая 2015, 05:18

— Я так и не поняла, ты разобрался в своей ситуации или нет?

— Катенька, я могу сконструировать десять различных концепций, практически исчерпывающе трактующих данный предмет. Понимаешь, я всегда исходил из того, что человек, который может придумать одну теорию, может придумать и две. Таким образом, у него будет два ответа на поставленный вопрос. А дальше по нарастающей: где два, там и три, и четыре, и сто восемьдесят, и соответственно сто восемьдесят ответов - это еще не предел. На какой-нибудь станции под Оренбургом, на пути в страну очень больших чисел, проще сказать: "Не знаю", - попросить у проводника чая и лечь спать. Но утром "дураки с надеждой" обычно начинают сначала. Катенька, никогда не связывайся с дураками второй категории. Только первая. С ними спокойнее.

— Бонд., а я не могу связаться с умным человеком?

— Исключено! С ними, Катенька, труднее всех!

Почему, не понимаю?

— Потому что дураки по меньшей мере знают, что они ничего не знают, а умные не знают даже этого. Дураки живут в таборе: ругаются, матерятся, потом смеются, но продолжают жить с этой огромной толпой, которую поэты неосторожно назвали внутренним миром. А умные делают вид, что живут в комфортабельном жилище. Нет, с умными трудно. "Дураки с надеждой", если их спрашивают о причинах развода, по-дурацки же и отвечают: две толпы подрались, моя и ее, что-то не поделили. Больше ни о чем не спрашивай, потому что причина драки и дележа осталась невыясненной. Кто-то в толпе кого-то задел, и началось. Знаешь ведь, как это бывает. К вечеру трупы собрали и увезли в морг. Стоят зеваки на городской площади и всех спрашивают: "А что случилось-то?" И каждый свидетель рассказывает о своем.

Кроме просто дураков, "дураков с надеждой" и умных есть еще несколько человек. Одним из таких людей была Вирджиния Вулф, гениальная писательница, написавшая, в частности, "Мисс Дэллоуэй". Вот кто умел видеть все тонкости отношения жителей одного табора и их отношений с некоторыми жителями из других таборов. Вирджиния Вулф - это надежда дураков второй категории. После ее книг появляется мизерный, едва ощутимый шанс дорасти до такого уровня чувствования и понимания жизни. А главное, становится понятно, что, в принципе, человеческое сознание способно отследить всю систему связей во внутреннем таборе. "Миссис Дэллоуэй" — это история одного светского приема. Страниц на 300. Весь роман - это цепь отношений в бэйтсоновском понимании этого слова, героини с людьми, предметами, освещением, эмоциональными микрочастицами, словами и т.д. У нее завязываются, например, отношения с рюмкой вина, которая в какой-то двусмысленной связи с мужчиной, на которого она смотрит, а он в этот момент смотрит на женщину, у которой драматичные отношения с синим цветом, в свою очередь пытающимся флиртовать с мисс Дэллоуэй. И так до головокружения. Когда эта симфония отношений вдруг прерывается с последней фразой, ты сидишь, восхищенный, клацая челюстями, и по-дурацки с надеждой бормочешь, как мантру: "Вот это женщина, вот это женщина, вот это женщина".

Я счастлив, что на расстоянии нескольких рукопожатий Вирджиния Вулф существует в мире моего сознания, и я время от времени могу внутренне обращаться к ее неподражаемому мастерству. Сейчас такие тексты очень трудно читать. Мы живем в эпоху грубых эмоций и ритмов. А здесь нужна сибаритская выучка, дающая возможность неторопливо и со вкусом смаковать тончайшее кружево прозы. Я люблю сибаритов, которые могут себе позволить жить и чувствовать так, как если бы они были богатыми отпрысками дворянских семейств. Частенько, увы, я вижу людей с богатыми сибаритскими наклонностями, которые живут как узники социального Дахау. На днях в "Ракурс" неожиданно пришла прелестная женщина, мой давний друг, с которым мы канонически видимся раз в три года. У меня после таких встреч болит сердце и ноет травмированное колено. По тринадцать часов в день она преподает немецкий язык в лицее, а вечером ездит по городу и репетиторствует. Надо кормить, одевать дочку. Мы идем по улице, и я ее спрашиваю: "А когда ты живешь?" Она молчит. И без слов понятно: никогда. Первый раз за несколько месяцев она позволила себе прогуляться. Это что же такое, а, Катенька? А ведь такой сибарит мог бы получиться. Не грубой лени ради, а тонкой работы для.

— Поговорим еще немного о брачных узах. Злободневно.

— Самую близкую мне мысль по этому поводу я обнаружил все у того же Карла Витакера. Человек всю свою талантливую жизнь работал с клиентами, в разной степени травмированными брачными узами, и на склоне лет сказал приблизительно следующее. У человека существует одно крайне опасное заблуждение. Он считает брак чем-то само собой разумеющимся. Доступным всем без исключения людям. Формально да. Но только формально, потому что для жизни в браке, говорит Витакер, необходим талант. Такой же, как талант уникального пианиста, скульптора, психолога, физика и т.д. Это одна из редчайших способностей. Нам понятно, что не все люди могут написать оперу "Дон Жуан" или быть гениальными изобретателями или финансистами. Но одновременно мы считаем, что все люди должны быть способными жить в браке. А это ведь одно из самых трудных занятий в жизни. Потому что код неизвестен. Надо быть гением, чтобы выстроить гармоничные отношения между одним табором и другим. Надо быть демиургом, создателем миров, Автором. Как Моцарт был автором оперы "Дон Жуан". У меня и в области оперы, и в области брака, мягко говоря, очень средние способности. В области оперы, пожалуй, даже более высокие.

— Я теперь тоже так думаю. Но так было не всегда. Мне казалось, что у меня очень высокие способности к браку.

— Я раньше вообще об этом не думал.

— А я всегда об этом думала, как и многие женщины.

— Мужчины и женщины думают об этом по-разному. "Дураки с надеждой", в общем-то, боятся брака.

— А ты боялся, когда женился?

— Боялся.

— А сейчас?

—­­ Еще больше боюсь. Но как только я думаю, что это всего лишь одна из возможных форм отношений между близкими людьми, страх сразу же пропадает. Наверное, различных форм человеческих отношений может быть ровно столько, сколько существует влюбленных пар. Но не все ищут органичную для себя и партнера форму. Как говорит мой друг Гена Рябушев: "Судьба женщины проста: немножко волнений до брака, потом брак и дальше — неинтересная жизнь". Это шутка, но разве мало людей так живут? Гена четко обозначил простейший трехактный сценарий жизни. С точки зрения здравого смысла невозможно ответить на некоторые вопросы. Например, на вопрос, почему тебе завтра надо идти на работу, ответить невозможно. Просто надо. Конечно, если человек ответит: "Я люблю эту работу и хочу там быть", — все понятно. Но чаще всего люди говорят: «Надо идти. Надо зарплату получать, детей кормить». То есть действует воля необходимости. Социальный фатум. А куда денешься? Зарплата, дети. С браком то же самое. "Ты зачем женился?" - "Ну как же: семья, дети". И гораздо реже — "Я люблю свою работу", "Я люблю семью, детей". Чаще безлично, указывая тем самым высшую волю социальной необходимости. Потом выясняется, что ты женился на огромной семье и теперь будешь жить с двумя тещами.

Почему с двумя?

— Одна — та, что реально существует. Скажем, Марья Николаевна. А вторая Марья Николаевна живет в сознании твоей жены. Всех родственников человек получает сразу в двух экземплярах. И в конце концов кто из этой огромной толпы твоя жена — разобраться невозможно. Кстати, насчет двух экземпляров — это я погорячился. Ведь у тестя тоже своя проекция Марьи Николаевны и с его проекцией тоже придется вступать во взаимоотношения. Так что это уже третья теща. А у сестры жены... И так до бесконечности.

Так что талант для брака определенно нужен. Жить своей жизнью - это способность находить ту форму жизни в браке или вне брака, абсолютно адекватную ситуации, характерам, темпераментам, обстоятельствам жизни и огромному количеству других факторов. По-моему, это искусство. Главное, чтобы мужчина и женщина любили друг друга. А там разберутся с божьей помощью, как им жить. Точка зрения Карла Витакера - большая помощь очень многим людям. Ведь как только понимаешь, что ты не Моцарт в сюжете брачных отношений, сразу гора с плеч сваливается. Значит, пока еще нужно заниматься гаммами. Если хочешь стать Моцартом, идешь в брак учиться. Для тебя — это та сфера жизни, где ты решил стать профессионалом. Или ты говоришь: "У меня другие способности, и больше определенного уровня я в браке пока не потяну". И такая точка зрения тоже упрощает ситуацию, потому что возникает большая честность в отношениях с самим собой. И своей женой (мужем), и всеми тремя тещами. Не может человек быть профессионалом везде. Кто-то говорил: "Высшее милосердие — это оставить человека в покое". И непрофессионалы тоже живут в браке, и нужно оставить их в покое. А также всех мужчин и женщин. Как не улыбнуться пришедшей в голову мысли, что если бы не было ни мужчин, ни женщин, то всего этого грандиозного комплекса проблем тоже не было бы.

Не было бы и этих 48 часов.

— Адам и Ева, мужчина и женщина, одним фактом своего появления в мире порождают весь человеческий космос. Сразу и во всем объеме. Поэтому, когда говорят, что вопрос пола - один из основных в жизни, я сразу соглашаюсь. Но я сторонник "теории способностей".

— Она как-то связана с "теорией интересного"?

— Самым непосредственным образом. Это же одна из самых интересных вещей на свете: как у людей появляются способности и как они исчезают. У меня, кстати говоря, подготовлен целый план социальных мероприятий, связанных с "теорией интересного" и "теорией способностей". В общем виде "теория способностей" формулируется очень просто: для любого действия человека в мире нужна соответствующая способность. Помню, как я живо откликнулся на фразу героини из одного американского фильма, где она, обреченно вздохнув, говорит своему другу: "У меня нет таланта терпения!" Чтобы быть по-настоящему терпеливым человеком, нужна соответствующая способность. Чтобы хорошо готовить еду, нужна соответствующая способность. Чтобы общаться с детьми, тоже нужна соответствующая способность.

Конечно, быть терпеливыми, готовить еду или общаться с детьми приходится почти всем людям. Вот только результаты разные. Нет таланта - и сразу весь процесс становится формализованным. Есть талант - и сразу же появляется вокруг человека и его действия "интересная жизнь". А это уже, как ты понимаешь, "теория интересного". Способности у людей бывают разные, и так как на свете существуют разрушительные действия, существуют и разрушительные способности. В любом случае в направлении способностей имеет смысл вглядываться чрезвычайно пристально.

Существуют и метаспособности, связанные с искусством видеть в других и диагностировать их наличие или отсутствие. В современном мире отсутствие квалифицированных диагностов губительно сказывается на коллективных действиях людей. А бизнес — это коллективное действие, политика — это коллективное действие, педагогика - это коллективное действие, кинематограф, театр - это коллективные действия. И так далее. Искусство создания ансамбля - это же не только сфера театральной режиссуры. И здесь не обойтись без метадиагностов. Иначе у тебя в фирме появятся пять человек, способных рождать идеи, но не будет ни одного, способного их продавать или реализовывать в деньги. Или наоборот. Штат, укомплектованный менеджерами и маркетологами при полном отсутствии нестандартного креатива.

Стереотипная ситуация нашего времени, в которой мне, как и другим людям, приходилось оказываться неоднократно: люди мечтают о "больших проектах" при абсолютном отсутствии слуха к человеческим способностям. Но если ты не развиваешь в себе таланты метадиагноста и рядом с тобой нет людей, обладающих такими талантами, то тебе еще рано заниматься "большими проектами". Потому что их некому будет осуществлять. Лебедь, рак и щука еще ни разу никого и никуда не довезли. Нет, вру, один раз они довезли свою поклажу до басни Крылова.


48 часов Nostalgie

ЧИТАЙТЕ ВСЕ ЧАСТИ ЗДЕСЬ


*В 2002 году Валерий Бондаренко на спор рассуждал на умные темы 48 часов подряд. Проспорившая сторона (Елена Хегай, гендиректор радио "Ностальжи") издала все это в виде книги. Радио "Ностальжи" уже не существует, а книга - "48 часов Nostalgie" - осталась, при этом она актуальна и по сей день. С разрешения автора мы будем публиковать это необычное произведение - не написанное, но наговоренное, по частям, которые вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте.

177