11
35
16
«Бункер S» Эфир передачи от 22 августа 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 23 августа 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
 8888888b.              .d8888b.              .d8888b.             8888888b.  
888 "Y88b d88P Y88b d88P Y88b 888 "Y88b
888 888 .d88P 888 888 888 888
888 888 888 888 8888" .d8888b 888 8888b. 888 888
888 888 888 888 "Y8b. d88P" 888 88888 "88b 888 888
888 888 888 888 888 888 888 888 888 .d888888 888 888
888 .d88P Y88b 888 Y88b d88P Y88b. Y88b d88P 888 888 888 .d88P
8888888P" "Y88888 "Y8888P" "Y8888P "Y8888P88 "Y888888 8888888P"


Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

16. Наемный Бог

Валерий Бондаренко Искусствовед, кинокритик, писатель

7 февраля 2014, 03:56

- В каких случаях ты отказываешься учить человека?

- Только в том случае, если его научить нельзя. Это случаи «хамства с порога». Приходишь, например, к человеку, а он тебе с порога: «Я зарабатываю 50 тысяч долларов в месяц, а ты сколько зарабатываешь? И что, ты меня учить будешь?» Не буду. Потому что человека с такой позицией в принципе ничему научить невозможно. Вместо того чтобы учиться, он будет с тобой бороться. Для таких людей бизнес кончается очень быстро. Ведь не стоит забывать, что люди, делающие большие социальные карьеры, рискуют больше всех. Хорошая мишень всегда движется вверх по служебной лестнице, интуитивно выбирая те места под солнцем, откуда их хорошо будет видно. История с Гусинским и Березовским - хорошее тому подтверждение. Да разве только с ними... В варварской стране идти в мишени крайне опасно. Но люди все равно идут. Такова логика социальной иерархии мира. 

- Валера, насколько занятия искусством публичных выступлений пересекаются с психотерапией?

- Все на свете пересекается с психотерапией. А в ситуации, где один учится, а другой учит, без психотерапевтических эффектов вообще не обходится никогда. Причем для обеих сторон сразу. Я, естественно, не о профессиональной психотерапии говорю, а о некоем попутно возникающем эффекте. Я видел людей, которые не прочитали ни одной книжки по психологии и вообще не очень образованны, но обладают потрясающим талантом слушать других людей таким образом, что они исцеляются.

- Я думаю, что профессиональных психотерапевтов безумно раздражают люди, которые без специального образования работают на их территории.

- Территорию человеческой психики никто не в состоянии приватизировать. А если книга производит психотерапевтический эффект или фильм, то что же теперь сделаешь? Не сажать же авторов в тюрьму. Или, например, я на тренингах использую некоторые актерские психотехнологии, и что теперь? Ни я, ни люди, которые у меня учатся, не собираемся завтра идти на профессиональную сцену и удивлять публику своим искусством.

- Вы собираетесь сделать это послезавтра.

- Вот именно. А знания принадлежат всему человечеству. Разве человек, который берет интервью у другого человека, не занимается в этот момент психологией? Или разве душа встречается только у психологов? А актерское мастерство только у актеров? Недавно я прочитал интервью с известным в нашей стране человеком - Владимиром Леви. Помню, что в 70-е годы его книги были едва ли не интеллектуальными бестселлерами. Я много лет о нем ничего не слышал и вдруг наткнулся на интервью. Он говорит: «У психологов всего одна функция». Уже хорошо. Скромно и со вкусом. И дальше он продолжает: «Психолог - это наемный Бог. Мы кого чаще всего помещаем в ту точку, где находится Бог? Идеального собеседника». То есть о чем идет речь? Идеальный собеседник чуть умнее меня, чуть опытнее и поэтому он обладает магической силой сказать некоторые слова. Например, он говорит, что все будет нормально, и все действительно потихонечку нормализуется. Или какое-то время посидит рядом и послушает, а у человека гора с плеч сваливается. Ситуация с психотерапией начинает выглядеть таким образом - я нанимаю Бога, чтобы вылечить себя. И если не ошибся с наймом, то и вылечился. Но ведь то же самое может произойти и просто при встрече двух людей. Это очень любопытная часть жизни. Как только ты попадаешь в ситуацию «наемного Бога» и чувствуешь, что ситуация «работает», очень многое может случиться. В педагогике происходит то же самое: человек нанимает Бога, чтобы выучить себя. А «наемный Бог» должен хорошо сыграть свою роль. Потому что если он ее будет плохо играть, волшебство начнет сыпаться и никакого результата не будет. Хорошо сыграть «наемного Бога» - вот где настоящее мастерство. Ведь что происходит? Человек выбирает тебя в качестве экрана, на который он проецирует мудрую могущественную часть самого себя. И эта часть его учит. Или лечит. Роль«наемного Бога» - не искажать, а освещать эту мудрую и могущественную часть другого человека. Это во-первых. И, во-вторых, он должен помочь человеку потом уйти от него. Вернуть проекцию на место. Иначе начнется путаница: человек может влюбиться в самого себя, но в твоем обличии. Появится зависимость, а зачем она нужна? 

В личной жизни мне кажется очень продуктивной ситуация, когда роль «наемного Бога» мужчина и женщина исполняют по очереди. И побыть Богом и поговорить с Богом нужно ведь каждому человеку. Иногда я уезжаю куда-нибудь и чувствую, как некоторые мои близкие начинают нервничать. «Наемный Бог» уехал, а вдруг понадобится. Хорошо, когда есть под рукой. Приедешь, смотришь - человек даже не очень-то и соскучился. Но успокоился. Естественно, и сам я часто испытывал такого рода беспокойство. Что переживает человек, когда начинается процедура, названная людьми словом «разрыв»? Разве не возникает время от времени состояние богопокинутости, богоотверженности?

В ситуации, которую я описывал на примере психотерапевтического сеанса, когда «наемный Бог» произносит какие-то очень простые слова, которые вдруг начинают обладать реальным действием, психотерапевт прибегает к практике «обозначения» результата, процесса или смены психологической роли клиента. Что значит обозначить? Это значит сказать: «Теперь это значит "это"». Каламбур получается, но в нем вдруг появилась некоторая многозначность. То есть мудрая и могущественная часть клиента от лица психотерапевта производит процедуру переобозначения, которая вызывает реальное изменение. Я много раз наблюдал чудо разрешения запутанных ситуаций посредством простого факта присутствия «наемного Бога». Почему в присутствии одних людей окружающим в голову приходят счастливые «идеи», а в присутствии других людей нет? Я думаю, что «первые», условно говоря, хорошо исполняют роль «наемных Богов», а «вторые» не очень.

В условиях нашей цивилизации женщины очень нуждаются в обозначениях, исходящих от «наемных Богов». Функция «демиурга» в нашей культуре принадлежит мужчине, а следовательно, ему же принадлежит функция власти над словами, над обозначениями. Поэтому женщины ждут от мужчин необходимых обозначений. По просторам нашей необъятной родины перемещается огромное количество женщин, которые, по-моему, умнее и талантливее мужчин, но в наличном запасе у них пока еще нет необходимых обозначений. Поэтому многие женщины страдают, не в силах понять, кто они и зачем живут. Они ждут от мужчин, что они им это объяснят. Женщина стремится в брак, надеясь обеспечить себе надежное обозначение. Как только мужчина обозначил ситуацию, у женщины появляется огромная сила и власть над событиями жизни. Мужчин это касается в первую очередь. Поэтому мужчины хитрят с обозначениями. Крах мужской цивилизации, который в культурологических трудах давно уже стал общим местом, связан с утратой мужчиной демиургической власти над обозначениями. Женщины экспроприируют мужскую власть над знаковыми реальностями, что в окружающем нас мире иногда выглядит довольно комично. Женщины начинают исполнять мужские роли, вытесняя мужчин из сферы их активности. Но это неизбежный этап экспроприации обозначений. Это этап копирования, имитации и феминистских революций, основная цель которых - сделать все наоборот. То есть быть мужчиной в женском исполнении. Но это пережитки «роста». Во всяком случае, хочется так думать.

Отношения мужчины и женщины в сфере обозначений описываются еще одной метафорой - режиссер и актриса. Он прорабатывает «сквозное действие» ее роли, а она это действие наполняет жизнью. Театр без актрисы - только вполовину театр. Если режиссерские конструкции некому наполнить жизнью, повседневное существование театра становится односторонне рационалистичным. Все как будто бы есть, но материал не взлетает. А актриса без режиссера неизбежно начинает играть саму себя, создавая копии неупорядоченной стихии. На каком-то этапе количественно умножаемая посредством копирования стихия становится  саморазрушительной. Отдельная тема - манипуляции в области обозначений. Это ситуация, когда «наемный Бог» приватизирует мудрую и могущественную силу, которую проецирует на него другой человек. Несколько веков назад сказали бы, что налицо факт "похищения души". Порабощение женщины манипулятивными обозначениями - ситуация того же порядка. В гипертрофированном виде «приватизация душ», причем в массовом порядке, происходит в сектах. Получив обозначения, люди получают смысл взаймы и испытывают огромное облегчение и благодарность к «хозяину» обозначений. Сектанты, вне зависимости от пола, олицетворяют обманутую женственность. Потому что не все мужчины - мужчины и не все женщины - женщины. В мире много мутантов, промежуточных полов, еще не нашедших или не утвердивших в общественном сознании свои обозначения. Правы братья Стругацкие - «трудно быть Богом», а уж «наемным» тем более. «Наемному Богу» ничего не принадлежит. Это менеджер, работающий по найму у ситуации жизни. У него нет акций того предприятия жизни, в котором он участвует. Огромное количество несчастий связано с «наемными Богами», которые мыслят иначе.

Если мы посмотрим на жизнь под этим углом зрения, то мы очень быстро обнаружим, что в жизни идет постоянная борьба за человеческое внимание и мир обозначений. Эти две вещи связаны друг с другом, так как востребованное обозначение обладает свойством притягивать к себе потоки человеческого внимания. Интуитивно все люди понимают, какая грандиозная сила сокрыта за этим привычным словосочетанием – «человеческое внимание». Одна из самых популярных реплик, которые люди обращают друг к другу - «ты не обращаешь на меня внимания». За этой репликой скрывается ощущение, что какая-то часть живой энергии отключена от тебя как приемника. Начинается беспокойство, попытки положить чужое внимание на место. Социум - рынок, на котором люди пытаются ОБОЗНАЧИТЬ свое право на обладание энергией человеческого внимания. Оказывается, эта энергия конвертируема и вполне обратима в денежные знаки. Вокруг какой позиции сражаются друг с другом телеканалы и радиокомпании? Вокруг человеческого внимания. А люди в своей повседневной жизни? «Обратите на меня внимание, я молодец!» - не правда ли, привычная мотивация для самой разнообразной деятельности. И, соответственно, если на меня никто не обращает внимания - друзья, девушки, юноши, жены, дети, родители, болельщики, читатели и т.д. - я «не молодец». «Молодец» живет весело и вольготно, для него жизнь - приключение, пир, подарок, борьба с надеждой на успех и т.д. «Не молодец» живет страдальчески, сиротски, с вечным ощущением тяжести на душе и болей в желудке. Есть внимание - есть жизнь, нет внимания - нет жизни. Для социального человека - это аксиома. «Не молодец» продолжает бороться за человеческое внимание, но уже другими способами: он устраивает истерики, падает в обмороки, угрожает убийством и самоубийством, тиранит жену и детей или с легкостью превращается в объект тирании.

Борьбе за области человеческого внимания сопутствует борьба за сферы символических обозначений. Как педагог я далеко не всегда способен понять, почему люди учатся в вузах. Хрестоматийная картина - люди поступают учиться, платят за это большие деньги и на занятия не ходят. Они выкупают свое право отсутствовать на занятиях. Они платят деньги за обозначения. В дипломе будет написано - менеджер, маркетолог, юрист, филолог, кинокритик. Нужно, чтобы «наемный Бог» сказал тебе об этом. «Ты - юрист», - говорит «наемный Бог», и человек получает право на идентификацию. Если женщине не сказать, что она женщина, то будет ли она знать об этом? Дальше человек начинает защищать свое обозначение и бороться за расширение его территории. Например, «юрист А» лучше, чем «юрист Б». Миром правят не люди, а обозначения. Или, например, борьба за территорию обозначения в границах отдельно взятого сознания: «А разве я для тебя не самая красивая женщина?». Попробуй сказать, что не самая. Сразу получишь удар по «личным» обозначениям. Вообще, принцип «солнце греет мою попу больше, чем все остальные» - один из самых авторитетных в социуме.

- Николай Фоменко на днях произнес, говоря о «новом поколении»: «Они будут занимать места!»

- А это означает, что количество солнца будет перераспределено. Мы живем в эпоху, когда самое лакомое место в социальной иерархии - место, где можно сидеть на обозначениях и перераспределять их.

Пиap, имиджмейкерство - это функции власти. Поэтому народ ринулся на территорию этих профессий. Почему масс-медиа в современном мире принадлежит такая грандиозная власть? Потому что люди могут сидеть на обозначениях (точнее, обозначения могут сидеть на них) и говорить - это секс, это политика, это товар, который нужно купить. Масс-медиа претендуют на то, чтобы стать «наемными Богами» для всей цивилизации. О ситуации с манипуляциями и «пoхищением душ» в случаях с недобросовестными «наемными Богами» я уже говорил.

Жители цивилизации, получая при раздаче искомые обозначения, начинают выстраиваться в очередь. А так как обозначения раздают по телевизору, то лучше всего этот волшебный ящик просто не выключать. Вдруг выпадешь из обоймы? Есть забавный анекдот про Ходжу Насреддина. Насреддин встречает друга и говорит: «Недавно я заставил бежать огромную толпу вооруженных до зубов бедуинов». «Как ты это сделал, Ходжа?» - спрашивает друг. «Ну как, как, - отвечает Насреддин. – Я побежал, а они побежали за мной». Так что если побежать с мешком обозначений за спиной, толпа побежит за тобой следом. Весь механизм рынка с точки зрения обозначений весьма прост. Мы начинаем формировать потребность, и вокруг нее разбиваем волшебный сад из лакомых обозначений. Под ситуацию "потребность плюс лакомое обозначение" мы начинаем брать деньги и продавать товары.  

Представляешь, Катенька, человек изучал, например, всю жизнь Бодлера, он приходит в социум, а ему говорят: "Нынче потребность общества в поэзии Бодлера равна нулю. Уходи отсюда". Человек огорчается и уходит. Вместо того, чтобы хотя бы попробовать побежать и, оглянувшись, увидеть - бегут бедуины за ним следом или нет. То есть человек сидит на бобовом поле и пригодные в пищу бобы закапывает в землю. Зачем? Как зачем? Чтобы нечем было питаться. А если история человеческой эволюции произвела к жизни особый вид людей, который может питаться только Бодлером? Зачем же его в землю закапывать? Конкуренты обрадуются. И никто не хочет даже попробовать создать соответствующую систему обозначений под Бодлера. Люди, которым нужна кока-кола, будут придумывать систему обозначений под кока-колу. И люди, которым нужен Бодлер, тоже будут придумывать обозначения под кока-колу. Продавцам кока-колы это, конечно, выгодно. А любителям Бодлера остается ниша квалифицированных специалистов в области обозначений. Здесь лучше них никто не справится. Своих давних друзей и приятелей, когда-то получивших филологическое образование, а ныне работающих в сфере обозначений, я часто тестирую, задавая по существу один и тот же вопрос: «Что труднее: заниматься филологией или паблик рилейшен?» Подавляющее большинство отвечает: "Филологией". Другое дело, что занятия пиаром куда более суетливы и требуют много разнообразных телодвижений. И, наконец, они при экологически грязном подходе опасны для общества.

 

48 часов Nostalgie


ЧИТАЙТЕ ВСЕ ЧАСТИ ЗДЕСЬ


*В 2002 году Валерий Бондаренко на спор рассуждал на умные темы 48 часов подряд. Проспорившая сторона (Елена Хегай, гендиректор радио "Ностальжи") издала все это в виде книги. Радио "Ностальжи" уже не существует, а книга - "48 часов Nostalgie" - осталась, при этом она актуальна и по сей день. С разрешения автора мы будем публиковать это необычное произведение - не написанное, но наговоренное, по частям, которые вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте.

135