11
35
26
«Бункер S» Эфир передачи от 22 августа 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 23 августа 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
13 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

18. Пожарный Марка Захарова

Валерий Бондаренко Искусствовед, кинокритик, писатель

15 апреля 2014, 04:33

На телевидении много деструктивных поведенческих штампов. Однажды иду по коридору в свое удовольствие. Людям непонятно. Они спрашивают меня: "Ты почему такой расслабленный?" Нельзя быть расслабленным, нельзя получать запретное удовольствие от жизни. Если вместо сердца у тебя нет пламенного мотора, то что-то с тобой происходит очень плохое. Работник телевидения всегда должен быть взволнованным и в любую минуту готовым к смерти. И в эфир, людям, он должен напряженным голосом сказать: "Все у вас будет хорошо", чтобы по интонации все поняли - ничего хорошего у нас не будет. Разговаривать с собеседником надо жестко, чтобы он тоже не расслаблялся. Интервью - это искусство гражданской войны. Собеседник должен каждую минуту ждать подвоха и понимать, что ты его не любишь. Тогда это будет интересно для зрителя. "Нежизнь" - это не люди. На телевидении я познакомился с большим количеством замечательных людей. "Нежизнь" - это безжизненные установки, которые порабощают все живое. Живое - всегда очень многомерное и неоднозначное. Социальные институты транслируют однозначные позиции, и в силу природы своей деятельности они становятся безжизненными.

- Когда с первого канала убрали Солженицына, ты как к этому факту отнесся?

- Как к симптому деградации. Такие люди - символическое обеспечение канала. Важно, чтобы они просто были. Мне говорят, что он проповедовал какие-то устаревшие идеи. Не знаю. Во-первых, в "Поле чудес", конечно, проповедуются абсолютно авангардные концепции. Во-вторых, вообще неважно, о чем говорит Солженицын. Если он будет просто молчать, то в одной секунде его молчания будет больше смысла, чем во всей продукции ОРТ на протяжении полугода. Его присутствие было признаком того, что такие люди в принципе интересны телевидению. А теперь они лишились его молчания.

Как начался ХХ век? Ницше сказал: "Бог умер", подразумевая, что символические ресурсы истощены и символический гарант смысла в сознании людей умер. И начался кафкианский кошмар.

- А говорят, что у нас самое качественное телевидение в мире.

- Да, и именно по этому телевидению впервые полетел человек в космос. Для меня это просто поток информации, обслуживающий интересы мелкой буржуазии в варварской стране. Визуальная тусовка. Кто-то хорошо сказал про тусовщиков: "На них хорошо смотреть, закрыв уши". А в более широком смысле телевидение - это информационный инструмент, вполне пригодный для того, чтобы использовать его в гуманитарных целях.

Телевидение, как и кино, - инструмент излучений. А излучают, по определению, звезды. Кинорежиссер Павел Лунгин хорошо сказал об этом. По его мнению, "звезда" - это особый феномен. "Звезда" должна светить. Другой цели у нее нет. Она не должна играть, мыслить, сочинять. Все это лишнее. Она должна просто светить. А этот свет будет освещать весь замысел. Как говорят в кино: лицо должно держать кадр. Если оно его держит, то в кадр может войти большое количество разнообразных значений. Грета Гарбо, на мой взгляд, не была хорошей актрисой. А уж тем более Мерилин Монро. Хорошая актриса - Инна Чурикова. Лунгин любопытно объясняет, почему, например, Олег Меньшиков не является звездой. Дело в том, что часть публики не в состоянии игнорировать актерские неудачи Меньшикова. Так было в случае с "Сибирским цирюльником". К Меньшикову публика относится как к профессиональному актеру, который очень популярен в стране. Актерские промахи звезд публика игнорирует. Так было с Андреем Мироновым, который снимался не только в хороших картинах. Но публике это было безразлично, Миронов был хорошим актером, но аудитории важно было поле его харизмы. В Самаре на улицах лиц "с излучением" больше, чем на экранах. Фирмы, банки, корпорации все время твердят о собственном имидже, но «звездных лиц» не имеют и вряд ли занимаются их поиском. В идеале ситуация должна выглядеть следующим образом: пришла девушка, посмотрела в камеру, сказала два слова и зритель подумал: "Какая хорошая корпорация". В Самаре есть харизматичные актеры и актрисы, но их тоже не увидишь по телевидению. Нет лиц, с которыми у зрителя ассоциировалась бы самарская культура. Ситуация начнет меняться, когда на экранах появятся лица с другой интонацией в глазах. А ее еще надо поискать. Поэтому люди, у которых она уже есть, например Солженицын, исключительно важны. Посмотри на эстрадный мир у Агутина, Королевой, Киркорова - одна интонация в глазах. Любая эстрадная звезда сразу транслирует излучения всей поп-культуры. Я не говорю о содержании и качестве трансляции. Эстрадному миру вовсе не обязательно иметь содержание, как нет его в песнях поп-исполнителей. Это не их функция - быть содержательными. У мира гуманитарных ценностей должно быть содержание, но оно не репрезентируется публике. При этом, в отличие от эстрадного мира, здесь отсутствует своя интонация. Нет содержания, нет звезд, нет интонации - не мудрено, что люди просто не замечают существования культуры.

Приведу пример. Однажды мне нужно было создать презентационную модель представления. На первом плане должно было происходить нечто скучное. Например, стоят люди и произносят совершенно неинтересные речи. Задача сцены заключается только в одном - там не должно происходить ничего, что отвлекало бы человека от сна. От сна отвлекать его будет второй план. Где-то там открыта дверь, пробивается лучик света, слышны голоса, негромкая музыка, и полное ощущение, что именно там происходит нечто сверхординарное. Мы создаем нечто скучное для того, чтобы людям хотелось туда, где интересно, а их не пускают. Это то самое "варенье", к которому мы вернулись на новой стадии диалога. Сейчас, когда доминирующим настроением в обществе стала социальная апатия, мы можем констатировать, что первый план в нашем представлении выстроен отменно. Дело за вторым. Скука должна устояться в своем качестве, чтобы стать трудновыносимой. А у нас дверка открыта, луч прожектора, смех и возбужденные голоса... Мастера режиссуры всегда пользовались этим приемом. У Бунюэля в "Этом смутном объекте желания" герой и героиня заходят в спальню, и зритель понимает, что сейчас случится самое интересное и, как пишут в дамских романах, "непоправимое". И в этот момент дверь захлопывается перед "самым носом" у камеры. Замечательный щелчок по зрительскому вуайеризму. "Отражение сильнее луча", - как любит повторять другой известный режиссер. Нужно не столько говорить о предмете, сколько молчать о нем.

В книжке Марка Захарова есть любопытный фрагмент. Он пришел на спектакль в "Современник" и видит, как при гаснущем в зале свете на сцену выходит пожарник и садится на стул. Пожарник, не обращая никакого внимания на зал, минуты три смотрит куда-то в сторону, потом встает и исчезает за сценой. Захаров сидит, смотрит и думает: «Вот это да! Вот это начало! Где они взяли этого человека?» Исчезнув так же неожиданно, как он и появился, пожарник за время первого действия больше не подавал признаков жизни. На сцене шел обычный спектакль, а Захаров в перевозбужденном состоянии ждал антракта. В антракт он сразу же бежит за кулисы, подбегает к Игорю Кваше и спрашивает: "Где пожарник? Это гениально. Где он? Кто это придумал?" "Ты понимаешь, - говорит Кваша, - наш пожарник обязан перед началом спектакля проверять систему пожарной безопасности. Но он подслеповат и не всегда видит, начался спектакль или нет". С этого момента, как рассказывает Марк Анатольевич, начался новый этап в его творчестве. Он понял, что человек вдвойне интересен тогда, когда он не заботится о том, как он выглядит. Пожарник был невероятно органичен в те несколько минут, что он провел на сцене. Подслеповатость лишила его возможности "играть". Марк Анатольевич всегда был режиссером, озабоченным качеством зрелища, разворачивающегося на сцене. Никакие визуальные, шумовые эффекты, никакая эксцентрика мизансценирования не в состоянии превзойти качество и количество жизни, заключенные во взгляде, позе, жесте пожарника, не озабоченного тем, производит он впечатление на стороннего наблюдателя или нет. В этот момент он становится пугающе нейтральным, и, в силу этого простого обстоятельства, невероятно выразительным. В жизни все то же самое. Человеческая opганика - это "варенье", притягивающее и людей, и пчел, и благоприятные атмосферные явления. Сейчас, когда общество существует в жанре своеобразной пародии на "галантный век", когда репутация становится самой "ценной" человеческой частью, уровень театрализации происходящего все время возрастает. Причем театрализации, по большей части, бездарной, и в этом одно из основных отличий нашей эпохи от "галантного века". В этом подчеркнуто условном контексте человеческая естественность и органика становятся суперзрелищем. Так они воспринимаются во времени, когда люди больше всего на свете озабочены тем, как они выглядят. Персонажи представления понимают, что "деньги" нужно носить на себе, их показывать, демонстрировать, превращать в зрелище. Таков социальный закон, действующий в момент формирования новых общественных групп, сил и интересов. Эти группы, силы и интересы обеспокоены собственной визуальной объективацией, т.е. они обеспокоены превращением себя в зрелище. Так мы устроены. Мы можем оценить силу, власть, общественный авторитет, магию предлагаемых ценностей только тогда, когда они репрезентируют себя в поле нашего внимания. Когда они себя показывают, проговаривают, оформляют в знаковые и символьные системы. Представляешь, Катенька, для того чтобы "реально" существовать в нашу эпоху, нужно стать зрелищем. Об этом мы на радио "Ностальжи" в последнее время ведем плодотворные дискуссии, которые, надеюсь, в свою очередь приобретут характер зрелища. Почему я так долго комментирую случай с «пожарником»? Вокруг нас огромное количество людей пытаются возбуждать "рецепторы". Для того чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор, радио, перелистать пару страниц журнала или обратить внимание на то, как одеваются люди, когда они выходят прогуляться на набережную. Но органика, о которой говорит Захаров, действует на рецепторы восприятия значительно глубже. Понимаешь, люди все время пытаются выбросить золотые монеты, которые лежат у них под ногами, в мусорное ведро. В Голливуде людей, умеющих "не играть" на экране или в эфире, разыскивают по всей Америке. В Голливуде работают очень умные люди, которые понимают, что современный фильм до такой степени напичкан спецэффектами, всяческой машинерией и компьютерной пластикой, разнообразным диснейлендом и игрушечно-анимационными ситуациями, что если в этот мир вдруг поместить чудо человеческой органики - эффект усилится в сотни раз.


48 часов Nostalgie


ЧИТАЙТЕ ВСЕ ЧАСТИ ЗДЕСЬ


*В 2002 году Валерий Бондаренко на спор рассуждал на умные темы 48 часов подряд. Проспорившая сторона (Елена Хегай, гендиректор радио "Ностальжи") издала все это в виде книги. Радио "Ностальжи" уже не существует, а книга - "48 часов Nostalgie" - осталась, при этом она актуальна и по сей день. С разрешения автора мы будем публиковать это необычное произведение - не написанное, но наговоренное, по частям, которые вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте.

 

115