11
29
18
«Бункер S» Эфир передачи от 22 августа 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 23 августа 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
7 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

19. Органика куклы Барби, или История императора

Валерий Бондаренко Искусствовед, кинокритик, писатель

26 июня 2014, 04:30

В чем социальный феномен выступлений Далай-ламы? Пару лет назад голливудская пресса назвала его "звездой года". А чуть ниже, в рейтинге звезд, расположились Джулия Робертс, Брэд Питт, Энтони Хопкинс, Вайнона Райдер, Аль Пачино и т.д. Далай-лама поразил Голливуд органикой сценического поведения. Недавно я прочел книгу его бесед с американским психологом. Там описаны его публичные выступления перед многотысячной аудиторией. Ему задают вопросы, на некоторые он отвечает, а на некоторые нет: какое-то время он думает, а потом произносит одно слово: "Не знаю". Публика переживает катарсис. Во-первых, она понимает, что даже Далай-лама многого не знает. Во-вторых, он не стесняется сказать это тысячам людей. Потому что вопросы с гордыней у человека решены, а вместе с гордыней исчезает необходимость притворяться. В результате его общественный авторитет растет, а голливудские звезды считают его суперпрофессионалом. В книге есть замечательный эпизод. Далай-лама комментирует сакральный буддийский текст и вдруг начинает хохотать и говорит: "Слушайте, я запутался. Давайте оставим этот фрагмент, перейдем к следующему". Зал начинает хохотать вместе с ним. Любой актер мечтает о таком резонансе с залом. Странное дело, Катенька, но в контексте последней главы "пожарник" оказывается персонажем, наиболее близким Далай-ламе. Людей очень часто беспокоит социальный итог их деятельности. Им кажется, что как только они станут более естественными, их социальный статус начнет рушиться. Ерунда! Посмотрите сами: о пожарнике написал лучшие страницы своей книги один из лидеров современного театра, а о Далай-ламе написаны уже библиотеки. Более того, пожарник вдохновил Марка Захарова на его лучшие спектакли, а скольких людей вдохновил Далай-лама? Меня, в частности, он очень вдохновил еще одним эпизодом, описанным в книге. В трудные минуты жизни, говорит Далай-лама, ему очень помогает такое четверостишие:

Пока существует космос,

Пока существует все живое,

Существую и я,

Чтобы развеивать несчастья мира.

Представляешь, с какой мотивацией человек живет! Все удивительно просто! Если ты знаешь, что существуешь на свете 70-80 лет, тогда у тебя существуют проблемы с тем, как тебе "выглядеть". Если ты знаешь, что существуешь всегда, какой смысл притворяться? Или знать все? Органика вселенной становится неотличима от твоей собственной. Кто-то однажды заметил, что детей и собак "переиграть", в актерском смысле этого слова, невозможно. Армен Джигарханян говорит, что он учится у своего кота не делать лишних движений. Если представить себе кота, который озаботился тем, как он выглядит, то об этом коте можно сказать только одно - ему пора делать карьеру! У Джигарханяна, кстати говоря, я научился одному тосту. Он звучит так: "Выпьем за то, чтобы Господь не посчитал, что дал нам это незаслуженно!". Мне понравилось.

Жан Бодрийяр, французский философ, по-своему решает проблему органики. Вернее, проблему цивилизованного человека, для которого быть органичным просто невыносимо. Одна из глав его книги "Прозрачность зла" называется "Хирургическая белизна". Он говорит о потребности современного человека хирургическим путем отсечь все негативное и таким образом прийти к своего рода мертвой чистоте. Человек боится старости, потому что оценивает ее негативно. Он идет к пластическому хирургу, платит деньги и убирает с лица и тела ее следы. Становится красивым, без морщин, с силиконовой грудью, полиэтиленовым лицом и резиновым сердцем. Точно так же он поступает во всех остальных случаях жизни. Выучивает хорошие слова, становится поэтом политкорректности, дружит с национальными и сексуальными меньшинствами, стремится жить в нескончаемом потоке развлечений, чтобы скука, старость, агрессия, зло ни в коем случае его лично не коснулись. Он адаптирует свое сознание под Барби-язык рекламно-эротического общества, отсекая как негацию свободу выбора. Рекламно-эротическое общество сначала предлагает ему выбор, скажем, между несколькими десятками наименований зубной пасты. Он напрягается, но лишь на мгновение, потому что тут же узнает из ролика то самое единственное наименование, которое способно уберечь его от кариеса, астении и простатита одновременно... И тогда он облегченно вздыхает, потому что выбирать ничего не нужно. Точно так же он выбирает свои гражданские свободы, политических лидеров, книжку для чтения в электричке, жену и корм для собаки. Развиваясь в направлении общества "хирургической белизны", современный человек, подзабывший о законе единства и борьбы противоположностей, сам создает будущие катастрофы, вытесняя негативное на маргинальные обочины и сознания, и жизни. Это тенденция цивилизации. Мы привыкли считать, что прогресс - прямое следствие эволюции, а может быть, наоборот? Прогресс - непременный спутник инволюции? Может быть, прогресс возникает как побочное следствие деградации? Как бы то ни было, но одно из следствий развития современной цивилизации налицо: барби-человеку доступна органика только куклы Барби.

Поэтому пора рассказывать истории о человеческой органике. Пусть в знаковом мире современного мышления эти истории начинают набирать свой символический вес. А там и поведенческие реакции подтянутся. Знаешь, недавно мы в "Ракурсе" вместе с радио "Ностальжи" проводили кинофестиваль, посвященный "новому кино России". Я вел церемонию открытия и придумал байку, которую и рассказал со сцены. Сколько можно говорить о смерти отечественного кинематографа? Он от этого не выздоравливает. Слово прирастает к явлению и начинает определять его дальнейшее развитие. О печали надо говорить радостно, тогда возникает тенденция к переменам.

Я придумал историю об императоре, который был озабочен депрессией, меланхолией и агрессивной тупостью, воцарившимися в его государстве. Изящные искусства поблекли, а культурные ценности были отравлены апокалиптическими предчувствиями. Но более всего император, бывший по совместительству еще и поэтом, был обеспокоен положением дел в изящной словесности. Ему всегда казалось, что как напишешь стихотворение, так и государством управлять будешь. И вот однажды, во время своих бесцельных блужданий по королевскому дворцу, он набрел на счастливую мысль, расположившуюся в двух шагах от его письменного стола. Уже на следующее утро он пригласил переводчиков из соседнего государства. В соседнем государстве люди изъяснялись на странном наречии, где слова обозначали совсем другие содержания и смыслы. Например, в языке соседнего государства вместо слова "смерть" употреблялось словосочетание "дуновение ветра". Слово "печаль" переводилось как "тихий вечер", а слово "болезнь" как "поцелуй истины". Под легкими перьями переводчиков книги, написанные в период болезненной деградации, превратились в стихотворения, полные поэтического смысла. Потом император сделал следующий шаг. Он попросил дворцовых переводчиков перевести эти же тексты с языка соседнего государства на родной, известный каждому школьнику. Император инициировал процесс двойного перевода: с родного языка на чужой и снова на родной язык национальных героев, святынь и поэтов прошлого. Тексты чудесным образом изменились. И люди стали меньше болеть, и даже в бесконечных осенних дождях появилась какая-то радость. Теперь уже не существовало болезней, приводящих к нескончаемой печали и завершающихся немощью и смертью. Теперь тот же процесс воспринимался как простое следствие поцелуя истины, когда тихим вечером ты едва-едва начинаешь различать первое дуновение ветра.

Такая вот история, Катенька. Нужно, чтобы люди вернулись к словам, а слова к людям. Будет очень обидно, если мы уподобимся тому самому ослу, который, увидев спелый астраханский арбуз, начинает объедать ботву.


48 часов Nostalgie

ЧИТАЙТЕ ВСЕ ЧАСТИ ЗДЕСЬ


*В 2002 году Валерий Бондаренко на спор рассуждал на умные темы 48 часов подряд. Проспорившая сторона (Елена Хегай, гендиректор радио "Ностальжи") издала все это в виде книги. Радио "Ностальжи" уже не существует, а книга - "48 часов Nostalgie" - осталась, при этом она актуальна и по сей день. С разрешения автора мы будем публиковать это необычное произведение - не написанное, но наговоренное, по частям, которые вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте.

152