3 ноября 2013, 08:10
Мне всегда было трудно понять, почему люди легко верят в хорошее или плохое, но категорически отказываются в большинстве случаев верить в обычное? Сколько, например, копий сломано по поводу Петра Первого? Для одних он – великий гений, человек-гора, за волосы поднявший страну «из дикостей первобытства» в «чертоги европейских парадизов», небожитель, бог Российской Государственности. Для других – Антихрист, убийца, кровавый упырь, истреблявший «святую Русь» и «русский дух», агент Запада, наймит плутократического капитала. И спорят, и спорят… А простую и доступную мысль, что человек не самого великого ума взялся за задачку не по уму же своему, да еще без системного образования и будучи отягощен изрядно от природы (сексуальная распущенность, алкоголизм, истерия) и не умея выбирать способных помощников (даже Меншиков, Шафиров и Ягужинский – и те воровали нещадно, а имя тем, кто в истории не остался, но воровал не меньше – легион) – это довольно банальное и обычное объяснение отторгается и на дух не принимается. Видимо, от отсутствия романтизма.
Примерно то же самое происходит до сих пор и с событиями двухсотлетней давности, получившими когда-то громкое наименование «воссоединение Грузии с Россией».
«Белая легенда про непорочных ангелов» живописала (и до сих пор живописует каментами «стопицот» безграмотных, но патриотичных интернет-юзеров) душещипательную историю того, как «большой брат во Христе» протянул из-за снежных гор руку помощи и дружбы великому, но маленькому народу, истекавшему кровью в неравной борьбе против мусульманского ига. И как «грузинов верные сыны» были рады и счастливы процвесть под сенью Российской Государственности (и само собой разумеющееся продолжение – как корчится, колбасится и кукожится нынешняя Грузия без этой сени).
«Черная легенда кровожадных демонов» живописует «коварную оккупацию», когда «ложный друг» прокрался на грудь доверчивого свободолюбивого царства, а потом куснул его в самое сердце, отняв у «грузинцев» свободу, счастье и детский смех (и само собой разумеется, что «российский колониализм» до сих пор спит и видит, как вернуть на тело многострадальной Земли Грузинской оковы, цепи и прочие колодки на ноги).
А то, как всё было на самом деле, известно немногим. Например, Владимиру Лапину, автору книги «Цицианов» из серии ЖЗЛ, посвященной выдающемуся военному и политическому деятелю России конца XVIII – начала XIX веков Павлу Цицианову (Цицишвили). Именно этот «проконсул Кавказа» осуществлял на практике это самое «присоединение». И именно ему пришлось решать трудноразрешимые задачи. Например, как защищать страну, население которой с трудом могло прокормить себя, не говоря уже ни о какой регулярной армии. Или как примирить амбиции царя и целой камарильи царевичей – братьев царя, детей царя и детей царских детей, половина из которых смотрела в Персию, другая – в Турцию, но даже «в принципе верные» России постоянно требовали «почета, уважения и денег», не говоря уже о правах на престол.
Ну и, прочтя книгу, узнаете, как на самом деле в итоге получилось, что категорически не желавший обременять Россию присоединением Грузии Павел I всё-таки принял это судьбоносное решение…