16 сентября 2014, 06:19
Помните анекдот? Пациент на приеме у сексолога во всех тестах находил волнующую эротическую тематику, которой в этих тестах и в помине нет. А в заключение с упреком воскликнул: «Да вы сексуальный маньяк, доктор!»
Энергичная и теплая, но как-то по-детски кокетливая, только закончившая учебу психолог весь первый день марафона ко всем, казалось, сознательно ласкалась и ластилась. Как ребенок, добиваясь и от мужчин и от женщин ласкового ответа. А в конце дня, демонстрируя свою терминологическую грамотность, спросила меня:
- У вас всегда такие телесно ориентированные тренинги?
Во второй день нашей работы недавняя студентка пришла, злая за свое вчерашнее поведение. Но не на себя! Всем видом психолог показывала, что никакого отношения к тому, что вчера делала, она не имеет. Что на сегодня у нее совершенно иная программа.
То требование внимания и ласки, с которым она ластилась ко всем и которое вчера казалось сознательным, сегодня рвалось наружу невольно и с тем большей требовательностью, чем больше она показывала себе (и всем), что не имеет к этому своему требованию ровно никакого отношения.
Если вчера на ее ласковость, поддерживая ее, как ребенка, охотно отзывались, веря, что такая ничем не стесненная ее доверчивость - проявление ее свободы, и только во время подведения итогов дня обнаружили, что девушка так откровенно себя вела, уверенная, что этого «требуют здешние правила игры» в «телесно ориентированном», как она решила, тренинге. То сегодня было ясно, что она этого своего эротического вопля явно не контролирует. Правда, казалось, будто она укоряет всех за что-то. То ли за то, что ей приходится так серьезно демонстрировать, что у нее «новая программа»? То ли за то, что после вчерашнего своего вопроса она лишилась разрешающего мотива для желанного поведения, ответственность за которое она переложила на других? То ли за то, что, в отличие от вчерашнего, ей сегодня так несвободно, что даже не хотелось сюда идти?! Она показывала, что хочет только, чтобы ее оставили в покое. А невольно корила всех за то, что ее сегодня не кохают, как вчера.
Эта ситуация обнажила одну из главных причин многих проблем моих пациентов.
Поставив перед собой задачу быть идеальными, придумав себе нежизнеспособный идеал, они, боясь ему не соответствовать, совсем не интересуются тем, что они есть на самом деле. Не умеют свою действительную жизнь замечать и контролировать. А незамеченная ими жизнь все время пробивается во все щели (ими правят бесы!).
Чувствуя, что они своему идеалу не соответствуют и боясь не соответствовать, считая, что их отступничество нехорошо, они ищут кого угодно, чтобы этих кого-то в своем отступничестве обвинить. И, открещиваясь от себя, обвиняют очень активно. А так как то их свойство, в котором они обвиняют кого-то, по их мнению, «грязно», то так они марают в своих глазах мир. Замарав в своем представлении мир, обозлившись на него, они в свою очередь злы и на себя за то, что «уступили» пагубному влиянию мира.
И самое трагическое в этом неприсвоении, отчуждении своей жизни в том, что, направив все силы своего темперамента на войну с несуществующими влияниями, потом, уже провоцируя появление этих влияний, они, воюя с химерами, все дальше отодвигаются, отворачиваются от своей жизни, от себя.
В результате им все труднее что-либо в своей жизни присвоить! Проблематичнее шанс освоить и изменить не присвоенное. Уверенные в том, что стали жертвами скверного мира, они тонут в том, что считают пороком! Ведь не они затеяли эту игру!