2
13
51
«Бункер S» Эфир передачи от 12 сентября 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 18 сентября 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
12 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

ЧТО БЫ СДЕЛАТЬ ХОРОШЕГО?

Михаил Покрасс Ведущий программы «Открытая дверь», психотерапевт

8 сентября 2017, 02:26

https://youtu.be/636jIyERpIs

Выходной. Все дома. Шестилетняя девочка, насмотревшись мультиков и не зная чем заняться, громко объявляет, что она теперь будет записывать  «все, что она сделала хорошего» (писать она уже умеет давно). И, что сделала плохого, будет записывать конечно тоже.

После этого она обращается к старшему брату и спрашивает:

- Что мне тебе сделать хорошего?!

Брат не обращает внимания, занят своим.

Девочка бежит к маме на кухню, и тоном, будто делает той грандиозный подарок, перекрикивая все, что там шипит, кипит и льется кричит:

- Что мне сделать тебе хорошего?!

- Уйди с кухни! Обожжешься! - гонит ее занятая мама.

Не зная, обидеться ей и огорчиться или…,  она выбирает «или»… и:

- Мне надо сейчас записать, - говорит она бабушке. – Скажи, что мне тебе сделать хорошего?!

Бабушка целится ниткой в игольное ушко.

- Подожди, солнышко!.. Или на вот, вдень мне нитку в иголку!

- Нет! Я спрашиваю, что мне сделать хорошего?!

- Тогда, подожди, малыш! Я сейчас.

Я ловлю себя на том, что тихо закипаю. Уже с первого объявления: «Я буду записывать, что сделаю хорошего!», весь этот показушный демарш  шестилетней девочки меня коробит и сердит. Особенно напрягает, что ни отец, ни мама, никто из родителей ее не остановили сразу. Вспомнил пионера, который, желая быть примерным, записывал свои «добрые дела» в школьный дневник: «сегодня перевел через дорогу старушку» или «у учительницы упала на пол тетрадка, она не заметила, я поднял и подал ей» и так далее.… 

… Потерпев неудачу и с бабушкой, девочка, разочарована, но не отчаялась. Настойчивая, она, припевая, чтобы не скучать: «что бы такого мне сделать хо-ро-ше-го?», и прихватив по дороге в обнимку большого мишку, поплелась к деду:

- Дед, что мне сделать тебе хорошего?!

- Не мешай! Занят!

Все заняты…

Загоревшаяся было в ожидании похвалы, сообразительная малышка понимает нарочитость и ненужность (и ей самой) своего начинания, но упрямится и выбирает сделать вид, будто ее обидели. Она же так хотела сделать всем хорошее, а ее не похвалили!

О том, как мы подчас всю жизнь расплачиваемся за ошибку, сделанную в период становления сознания, повторяем, длим ее, доказывая себе и всем, что ошибки не заметили, что ее не было, я уже много писал в своих книжках. Неразоблаченная, проигнорированная и тем поддержанная ложь в детстве программирует опасную неадекватность мировосприятия и поведения на всю жизнь.

Девочка хотела внимания, но не умела ни вызвать его адекватными средствами, ни воспользоваться непоказным отношением взрослых. Она ведь получила ото всех и внимание и искренний ответ на свой вопрос, но не умела это заметить! Вспомнил (наверно мне не нравилось и надоело злиться) двух маленьких соседских козлят, которых еще держали в доме. Они, не лезли на глаза, не спрашивались. Просто запрыгивали на руки и ко взрослым и к детям. Им не отказывали. Но и, когда прогоняли, те не обижались. Если позволяли, запрыгивали снова. Ласковые, как дети!

Меня очень насторожила эта детская и потому пока еще такая очевидная и легко разоблачаемая показуха. Я знаю множество взрослых, которые помнят, сколько они сделали всем хорошего.

Это, как правило, обиженные на то, что им «за их добро злом заплатили» – не заплатили «за добро», несчастливые люди. Мир ими ощущается несправедливым, неблагодарным и жестоким – злым.

Я думаю, что доброе это то, что мы делаем безвозмездно, с благодарностью, что нам это позволили.

4