11
51
08

Актуальные темы

Сегодня
Неделя
Месяц
«Бункер S» Эфир передачи от 26 сентября 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 29 сентября 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
 888      .d8888b.                  d8b  8888888888  888       888  8888888888 
888 d88P Y88b Y8P d88P 888 o 888 888
888 .d88P d88P 888 d8b 888 888
888888 8888" 88888b.d88b. 888 d88P 888 d888b 888 8888888
888 "Y8b. 888 "888 "88b 888 88888888 888d88888b888 888
888 888 888 888 888 888 888 d88P 88888P Y88888 888
Y88b. Y88b d88P 888 888 888 888 d88P 8888P Y8888 888
"Y888 "Y8888P" 888 888 888 888 d88P 888P Y888 888


Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

МЫ И НАШИ КОРНИ

Михаил Покрасс Ведущий программы «Открытая дверь», психотерапевт

18 сентября 2017, 11:48

https://youtu.be/3puDU0klMDU

В кабинете психотерапии трудные вопросы задаешь, только когда они имеют прямое отношение к наиболее трудным проблемам того, кому ты их задаешь.

В группе крайне стесненно держится человек. Кажется, он выверяет, придумывает каждый свой жест, шаг. Стараясь, видимо, показаться себе интеллектуалом (или интеллигентом), он демонстрирует невозмутимость и, прежде чем сделать любое движение, будто в зеркало смотрится, словно сравнивает себя с каким-то идеалом.

У него трудновыговариваемые для меня татарские имя и фамилия, и я, видя, что его поведение как-то подчеркнуто игнорирует родную ему национальную традицию (будто он стесняется ее), но и далеко от любой другой, поддерживающей естественную самобытность всякого человека, спросил:

- Вы мусульманин?

В ответ я, совсем неожиданно для себя, услышал вопрос:

- А что это такое - «мусульманин»? Вначале надо разобраться с определениями и понятиями! – и он повел долгий и нудный разговор об определениях, понятиях, о религиозности и атеизме, о том, что он «еще не разобрался вообще» в том, верит он в Аллаха или нет. Так и не ответил на мой вопрос, хотя я спрашивал не о его религиозности, а о той традиции, в которой он рос и от которой отказывается, как мне показалось, сознательно, из какого-то ложного неуважения к ней. 

Я его спрашивал о том, какую традицию он впитал с молоком матери, какие обычаи пестовали его первую детскую повадку, естественность, формировали ядро его личности. «Обычай – деспот меж  людей» (А.С. Пушкин). Проигнорировав свои корни, отвлекшись от них вопросом, верующий он или нет, человек отказался от обычая, в котором вырос, который поддерживает его естественность и дает свободу, органичность поведению, от понимания самого себя.

От одних ушел, к другим не пришел! Живя вне родной традиции, он не осваивает ни противоречивых укладов своего светского окружения, ни традиций православной страны, в которой живет. Игнорируя самого себя, вынужден придумывать схему своего поведения, как программу для биоробота. Не укладываясь в эту программу – непонятен себе, непонятны ему и другие. Он скован, ему трудно в общении.

Похоже, нам посчастливилось! Пусть поначалу и смутив вопросом, удалось все-таки вызвать у этого искреннего человека догадку, что у него есть корни и что, может быть, во внимании к ним перспектива решения его проблем! 

4