30 декабря 2013, 09:50
Я продолжаю разговор о том, как реагировать на негативное отношение к тебе тех, с кем ты учишься, работаешь, живешь и с кем не собираешься расставаться. Этот разговор начался в связи с тем, что очаровательную девушку недолюбливают в ее девичьей студенческой группе.
Выяснилось, что девушка в этом институте учиться не хотела и не хочет. А поступила только по настоянию мамы. Дело, которым ей предстоит заниматься, не любит. Если б я учился с ней в одной группе, то, относясь к выбранной профессии ревниво, брезгливо сторонился бы ее, как любого халтурщика. Ненавижу халтуру!
Я устроил опрос в той терапевтической группе, где этот разговор начался. Чувствуя, какое отношение вызывает девушка к себе здесь и теперь, спросил:
- Есть ли здесь те, кому девушка безразлична?
Безразличных не было… Попросил поднять руки тех, кому девушка нравится. Все участники были старше ее как минимум на поколение. Руки подняли все.
- А кого девушка напрягает и отталкивает?
Не удивляйтесь! Руки опять подняли все. Не подняла только та, обиженная, которая уверяла, что подружки завидуют красавице (она же была «выше зависти»!).
- Чем она лично вас напрягает? – принялся я выяснять у каждого, кто поднял руку.
- Она хочет всем понравиться. Сама никого не замечает.
- За ее привлекательностью нет отношения ни к кому никакого.
- Просит внимания к себе. А у меня свои дела. Не обращу – во враги запишет.
- Просит: любите меня! Я полюблю – испугается: чего пристала? Она ж не выбирает, кого влюблять?
- Такая высокомерная! Смотрит свысока, будто я никто, а она кто-то! - вспыхнула задетая женщина.
Женщинам помоложе я предложил вообразить, какие сложности случились бы между ними, учись они вместе?
- Представьте: вы с ней в одной группе?
- Со мной училась такая. Она перед всеми выставиться хотела! Надоедает. Никого, кроме нее, нет!
- Она все время лезет в рот преподавателю, - вмешалась другая недавняя студентка.
- Ну и что?
- Ничего. Только… и между ним и нами как перегородка ставится и от дела отвлекает...
- Она не говорит, а как по записке читает. Ни одного своего слова никто от нее не слыхал, ни одной мысли. Чего она любит, чего – нет? Все по каким-то правилам отговаривается. Как пустое место! К кому относиться?!
Оказалось, оснований создать вокруг себя поле отчуждения, эгоцентричная девушка давала достаточно.
- Она требовала особого внимания, не обеспеченного ни ее содержательностью, ни интересами сокурсниц.
- Никого вокруг с их своими интересами, своей жизнью не замечала и даже не догадывалась замечать. Равнодушная не нарочно (она же так мило всем улыбалась!), она не готова была к равнодушию в ответ. И обижалась.
- Не замечая никого, производила на таких же, как она, зависимых, вечно уязвленных поверхностных людей впечатление высокомерной. Этим своим будто бы высокомерием непреднамеренно обижала и отталкивала.
- Живя чужими мыслями, правилами и штампами, она и ту живую себя, которая была действительно по природе красива и интересна, тоже не замечала. Воплощая поведением штамп, она, как механическое пианино, ни на что живое ни в ком не отзывалась. Ничего своего не несла. Была пустое место. И этим отталкивала.
- В любой ситуации она назойливо стремилась отнять у других все внимание лидера. В институте лезла на глаза преподавателям. Ничего при этом не предлагая интересного ни педагогу, ни соученикам.
- Наконец, всех, кто учился рядом с ней из непосредственного интереса к профессии, она напрягала своим пренебрежением к любимому ими предмету.
Были, наверное, и другие веские причины вызываемого ею отчуждения товарищей…
Есть, кроме обид, кроме того, чтобы слепо следовать чужим оценкам, кроме того, чтобы не обращать внимания, оказывается, есть еще простой способ реагирования на «плохое» отношение к тебе. Реагировать так, как ты бы хотел, чтобы реагировали на твое критическое отношение другие. Когда к тебе кто-то «плохо» относится, допустить, что, может быть, мир – не сумасшедший, может быть, у «плохого» отношения есть какие-то реальные и зависящие от тебя основания?!
Если бы эта девушка отнеслась к отчуждению группы как к содержательной для себя информации, то ей пришлось бы задуматься о разном. Например. Стоит ли обижать сокурсниц пренебрежением к любимому для них делу, а то и о том, надо ли тратить время своей жизни в противном ей институте? Пришлось бы задуматься, может быть, вокруг нормальные люди и у каждого свои дела, чего ты лезешь к ним в рот и ждешь, что они тобой займутся раньше, чем собой?! Да и обратить внимание, кто вокруг, для тебя же – прямая выгода! Ведь, узнавая и чувствуя людей, ты со всех сторон набираешься сама совершенно необходимого тебе. Осваиваешь свою человеческую стаю. Научаешься жить ее частью – участницей!
Оказывается, есть простой, самый естественный и эффективный способ реакции на негативную информацию о нас. Тот самый, которым мы всю жизнь пользовались, которому учились в школе, когда нам красным подчеркивали наши ошибки.
Самый простой и полезный способ реакции на негативную информацию о нас – это относить ее не к себе (мы всегда хорошие!), а к нашим действиям, к нашим ошибкам и, как бы это ни было больно, непременно эту «плохую» информацию учитывать, вникать в нее, понимать и использовать! Умный на ошибках учится! (Дурак, правда, их заучивает.)