Инвестиции в яхты не окупаются. Но это никого не волнует. По данным экспертов, число заказов на лодки длиной свыше 100 м продолжает расти, сообщают "Ведомости".
В апреле 2013 года был побит очередной рекорд длины в области мегаяхт. Немецкая верфь Lürssen распространила первые фото новой самой большой яхты в мире – 180-метровой Azzam. Она на 17,5 м длиннее предыдущей рекордсменки – Eclipse, принадлежащей Роману Абрамовичу. По слухам, владельцы Azzam – королевская семья Абу-Даби, которой судно обошлось в чуть более 470 млн евро.
По данным ежегодного отчета Global Order Book, спрос на суда длиной более 75 м за последний год вырос на 44,4% – таких лодок в мире заказано 39. Спрос на суда более 45 м длиной поднялся на 3,9% – их заказано 186. Интересно, что при этом общее число заказов на яхты более 24 м длиной во всем мире за последний год упало на 5,2%, опустившись с 728 до 692 проектов. По валовому регистровому тоннажу строящихся яхт 2012 год побил рекорд 2007 года.
Покупка лодки является серьезной инвестицией. Однако никто из опрошенных автором участников рынка не согласился признать яхты инвестицией в чистом виде. Бас Недерпельт, директор по маркетингу и продажам голландской верфи Feadship, в 2012 году спустившей на воду 80-метровое судно Venus для семьи Стива Джобса и 88-метровое Musashi для Ларри Эллисона, так комментирует причины покупки: "Яхта гарантирует полную неприкосновенность частной жизни и идет туда, куда захочет ее хозяин. Это настоящий дом: все на борту – от посуды до постельного белья – подобрано в соответствии со вкусом владельца, нет необходимости путешествовать с большими чемоданами. Для части людей важны статусность яхты и возможность встречаться на борту с партнерами по бизнесу. Однако для большинства это убежище, где можно провести каникулы вместе с семьей и друзьями".