Эпоха навязывания дополнительных услуг в банках может уйти в прошлое. Минфин предлагает полностью запретить эту практику и ввести штрафы для нарушителей. Поводом для инициативы стали многочисленные жалобы от заемщиков на протяжении последних лет. При этом сами кредиторы говорят, что отказались от такой практики, эксперты с этим не соглашаются и видят проблему в плохом качестве страховых продуктов.
Министерство финансов может запретить банкам навязывать допуслуги при кредитовании. Это ситуации, когда заемщикам не хотят выдавать деньги без покупки страховки. Нарушителей ведомство собирается штрафовать в двойном объеме от стоимости проданного продукта. Финансовые организации используют такую схему из-за высоких комиссий от страховщиков за продажи. Это позволяет также увеличить сумму кредита. Например, если изначально она составляет 150 тысяч рублей, то со страховкой ещё на 50 тысяч клиенту нужно отдать кредитной организации на 30% больше.
- Через банковский канал продаются в основном отвратительные продукты, которые не дают никакой страховой защиты. Цены на эти услуги бывают завышены в три раза по сравнению со среднерыночными. Это и страхование от несчастного случая, и страхование здоровья, и страхование имущества, потому что банку нужна комиссия до 80%. Ему не важно, будет выплата по этим продуктам или нет, - считает владелец агентства «Страховой Советник Кокорев» Олег Кокорев.
- У нас люди финансово неграмотны. Значительная доля населения, на практике 30-40, может быть 50% людей, просто не понимают сути продуктов, особенно когда впервые с ними сталкиваются. Тем более когда они доверяют банку, с которым работают. Они часто оказываются в ситуации, когда приобретают продукты, которые им были не нужны, - отметил начальник отдела персонального брокерского кредитования «Открытие Брокер» Михаил Ещенко.
Сейчас заемщики могут отказаться от навязанной страховки и вернуть деньги с помощью «периода охлаждения». Это установленный ЦБ 14-дневный срок, в течение которого можно расторгнуть соглашение. Однако знают об этой возможности далеко не все. Инициатива же Минфина ограничивает свободу договора между кредитором и заемщиком, считают в Самарской областной организации по защите прав потребителей.
- Говорить однозначно, что страховые услуги при заключении кредитных обязательств не нужны, мы не можем. Они, наоборот, защищают потребителя от разного рода негативных последствий. Но проблема не в том, что есть какие-то дополнительные услуги, проблема в их стоимости, - говорит председатель Самарской областной общественной организации по защите прав потребителей Владимир Ахинян.
Впрочем, шансы, что инициатива все-таки пройдет, высокие. Её уже поддержали в Центральном банке, где отметили, что запрет поможет избавиться от сложностей в правоприменительной практике.