3
32
53
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
    d8b             .d8888b.   888                         8888888888P 
Y8P d88P Y88b 888 d88P
888 888 888 d88P
8888 .d8888b 888 888888 888 888 8888b. d88P
"888 d88P" 888 88888 888 `Y8bd8P' "88b d88P
888 888 888 888 888 X88K .d888888 d88P
888 Y88b. Y88b d88P Y88b. .d8""8b. 888 888 d88P
888 "Y8888P "Y8888P88 "Y888 888 888 "Y888888 d8888888888
888
d88P
888P"
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.

Все Блоги Самары

Прочитал я тут одну книжку...

Дмитрий Копалиани Журналист

21 апреля 2013, 09:20

Чем всегда привлекают воображение людей законопослушных и добропорядочных истории о ворах и бандитах? (Я сейчас не имею в виду «благородного Робин Гуда», а именно «обычных» homo crimilnais’ов, живущих «с воровства и разбою».) Скорее всего, свободой – от законов, норм морали, стереотипов поведения. Общество же не только дарит индивиду социальные поддержку и гарантии, но и очень многое заставляет его отдавать взамен. А тут люди живут, как вольные птицы, красиво (хоть в основном и недолго – либо красиво, либо просто живут), свободно… По крайней мере, в литературе.

Чем интересен, в свою очередь, для всё тех же обывателей образ слуги закона, ведущего постоянную и, если продолжать говорить о литературе, в основном успешную борьбу всё с тем же homo crimilnais’ом? Наверное, в среде людей, не очень привыкших к сложным логическим действиям (давайте не льстить себе – отгаданный кроссворд не есть неоспоримое доказательство величины нашего IQ), существует подсознательное преклонение перед Умом. А еще Страж Закона – он защищает. Наше имущество, наш покой, наше светлое (ну, у кого как, но в основном) будущее.

Ну и как вам (нам) всем такие образы, в которых оба эти «амплуа» переплетаются? Бывшие преступники, ставшие слугами закона? (Кто сказал «народные избранники»? Выведите их из блога – у нас пространство, свободное от политики.)

В общем, прочитал я книгу Евгения Акельева «Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина». Очень, кстати, хорошая серия, «Повседневная жизнь» – рекомендую. Иван Осипов сын (аристократическое «-вич» в отчествах простолюдинам было не положено) по прозвищу Каин (не просто воровская кличка – «псевдоним» фигурировал во всех официальных бумагах наряду с именем и отчеством) был как раз «раскаявшимся вором», который в середине XVIII века явился в московский Сыскной приказ с повинной. И с предложением сотрудничать в поимке своих подельников, став «официальным доносителем». Восемь лет Каин был грозой московского преступного мира, хватая со специальной командой солдат бывших дружков и знакомых – настолько, что вошел в народный фольклор (песни и «сказания»). Пока, наконец, «случайно не открылось», что хватал-то и не всех, а кое-кого отпускал, а кое-кому и угрожал – и естественно, вымогая мзду (правда, есть один нюанс – в первой половине XVIII века жалованья не только сыщики, но даже чиновники Сыскного приказа не получали совсем (!), вполне официально «кормясь с просителей»). Но кто скажет, что «в России всегда так!», тот сильно ошибется – Ванька Каин за свои проделки был судим (как и положено, разбирательство тянулось почти 9 лет) и сослан на каторжные работы. Такой вот «русский Видок» с печальным, но поучительным финалом.

Остается разве что добавить, что автор не зацикливается на фигуре главного героя – напротив, он задается целью показать воровской мир Москвы XVIII века «в картине маслом». Беглые солдаты, фабричные, школяры, нищие, торговки краденым, а также чиновники по уголовным и полицейским надобностям, да и простые обыватели тех лет проходят по страницам живописным и весьма оригинальным парадом.

Наверх