12
22
01
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
           888       888       8888888b.   888       888   .d8888b.   888 
888 888 888 Y88b 888 o 888 d88P Y88b 888
888 888 888 888 888 d8b 888 888 888 888
88888b. 888 888 888 d88P 888 d888b 888 888 888
888 "88b 888 888 8888888P" 888d88888b888 888 888
888 888 888 888 888 T88b 88888P Y88888 888 888 888
888 d88P 888 888 888 T88b 8888P Y8888 Y88b d88P 888
88888P" 88888888 88888888 888 T88b 888P Y888 "Y8888P" 888
888
888
888
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.

Все Блоги Самары

Греки как мы

Дмитрий Копалиани Журналист

25 августа 2013, 07:33

У меня есть хороший знакомый, практически друг (хотя мы с ним ни разу не виделись – гримасы Интернета), настоящий историк. Его «конёк» (точнее даже «слонёк») – эллинизм (это такая штука, когда после походов Александра Македонского греки захватили пол-Востока и жили там, «как белые люди»), а более предметно – использование слонов в армиях эллинистических государств. Ему очень нравится история державы Селевкидов, а любимый персонаж – царь Антиох III Великий.

Посему совсем не удивительно, что ему нравятся стихотворения Кавафиса, и он (как принципиальный противник «копиратства») немедленно скачал его «Полное собрание стихотворений», как только оно появилось в Сети. Потому что (для тех, кто не в курсе) Константинос Кавафис – это такой вовсе и не древний, а совсем даже новогрек (ну почти – жил примерно лет сто назад), который примерно половину стихов писал про своих соотечественников как раз эпохи эллинизма. (Другую половину, конечно, про то, что сейчас не дает спать фольклорному персонажу «Депутат-Милонов», но позвольте об этой стороне его творчества умолчать, потому что лично я, например, их вообще пролистываю, и даже не из-за "того самого", а потому что без «исторического содержания» они какие-то пустые и ненатуральные.) И даже про царя Антиоха у него есть.

Хотя стихи Кавафиса вовсе не исторические баллады или что-то вроде «Илиады», их персонажи чаще всего – простые «древнегреки», а сюжет – «остановленное мгновенье», мимолетное ощущение тревоги, опасности или даже пустоты, посещающее «человека в историческом интерьере». Собственно, мне они именно поэтому и нравятся – такой «мгновенный снимок», когда «люди все актеры в театре жизни» замирают, чтобы можно было их попристальнее и в деталях разглядеть перед тем, как они снова отомрут и вольются в «коловращение жизни».

Спустилась ночь, а варвары не прибыли.

А с государственных границ нам донесли,

что их и вовсе нет уже в природе.

И что же делать нам теперь без варваров?

Ведь это был бы хоть какой-то выход.

Да, и еще один момент – «древнегреки» Кавафиса потому и эллинистические, что, как и он (проживший почти всю жизнь в египетской Александрии), оторваны от своей родины – она у них в разуме и душе, но не под ногами. Может быть, еще и этим его поэзия понятна и созвучна нашим мыслям – тех, кто родился в одной стране, а живет в дюжине других.

Другого жаждет сердце, о другом тоскует:

о похвале общины и софистов,

о дорогом, бесценном слове "Эвге!",

о шумной Агоре, Театре и Венках.

Нет, Артаксеркс такого не подарит,

в сатрапии такого не найдешь,

а что за жизнь без этого на свете.

Наверх