Эксперты утверждают, что в 2013 году россиян ожидает шквал коммунальных аварий. В многоквартирных домах начнут массово выходить из строя лифты. По данным Национального лифтового союза, около трети эксплуатируемых в стране подъемников полностью выработали свой ресурс и стали опасны для людей. Чтобы заменить их все, потребуется примерно 35 млрд руб. Минрегионразвития может выделить только половину. Остальное придется искать руководителям регионов. Многие из них уже сообщили, что денег на лифты нет, и предложили переложить расходы на собственников приватизированных квартир, которые такие траты тоже не потянут. Как известно, лифт - самый дорогой элемент общедомового имущества, его модернизация обходится в среднем в 1,5-2 млн руб. Это значит, что в подъезде типовой 9-этажки нужно собрать по 35-40 тыс. руб. с квартиры. Большинство столько платить не захотят, а заставить их по закону нельзя. В Самаре в замене нуждается каждый второй лифт.
По своим техническим характеристикам лифт напоминает стратегическую ракету. Через 25 лет эксплуатации его надо снимать с вооружения.
Таких "ракет", срок эксплуатации которых давно истек, только в Самаре около трех тысяч. Буквально на днях с "вооружения" сняли очередной грузовой лифт в доме №248 на улице Стара-Загора.
Мария Богатова, председатель ТСЖ "248" (Самара, ул. Стара-Загора, дом №248):
- Нам продлевали работу лифтов. Несколько раз продлевали, но в общем-то этому тоже есть предел. И есть свои нормы, поэтому грузо-пассажирский лифт уже отключен.
Замена одного лифта обходится в 1,5-2 млн руб. По официальным данным, в Самаре нуждаются в замене более 2600 лифтов, то есть почти половина. Не лучше обстоят дела и в Тольятти.
Максим Васильев, генеральный директор ОАО "Лифтэлектросервис":
- В Тольятти приблизительно 4900 лифтов. В жилом фонде. К сожалению, состояние оставляет желать лучшего. В городе порядка 60% лифтов, из тех, что существуют, находятся за пределами износа. В Сызрани, в Жигулевске, в Новокуйбышевске и в Чапаевске эти цифры будут гораздо меньше, но эта проблема существует для каждого города. Города строились вверх одномоментно, как правило, это были 60-е - начало 70-х годов. С помощью простой математики отнять 34 года от сегодняшнего времени, и мы с вами получаем, что лифты 1976-1978 годов подлежат замене однозначно.
Максим Васильев возглавляет одну из крупнейших лифтовых компаний губернии. 50% ее акций принадлежит мэрии Тольятти, еще 50 - находится в собственности АвтоВАЗа. На базе этой компании можно развернуть производство собственных подъемных механизмов, сообщил нам господин Васильев. И тогда проблема ветхих лифтов была бы решена. Жаль только, что на этот проект пока нет средств.
Максим Васильев, генеральный директор ОАО "Лифтэлектросервис":
- Мы с коллегами уже считали эти цифры и не в этом году. Они в принципе особо не поменялись. Городу, чтобы решить все свои проблемы сегодня, необходимо порядка 3,9 млрд руб.
По словам экспертов, для решения проблемы изношенных лифтов в масштабе региона необходимо около 8 млрд руб. Как сообщили "ТЕРРЕ" члены профильного комитета Самарской губернской думы, в области уже разработана соответствующая программа.
Михаил Маряхин, депутат Самарской губернской думы, член комитета по ЖКХ, нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды:
- По моей информации и по информации министерства, данная программа у нас принята. Сумма финансирования - 473 млн. Правда, она еще не насыщена финансированием, данная программа, но эта программа у нас будет работать.
Эксперты считают, что на эти средства, которые будут выделяться постепенно, в течение пяти лет, область сможет поменять всего около двух сотен лифтов. Но о программе отзываются с одобрением.
Виктор Часовских, председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ областной Общественной палаты:
- Самое дорогое, что есть в доме, - это лифт. И для собственников своими силами, за свои средства практически невозможно заменить эти лифты. Это очень дорого. Если эти программы будут приняты, то этот процесс пройдет дальше.
Михаил Маряхин:
- Данная программа тянет за собой несколько миллиардов. Она достаточно финансово объемная, сумма в 473 млн - недостаточная, но нам необходимо сделать шаг вперед, так как это делают другие регионы.
О том, как обстоят дела в регионах по соседству, лифтеры губернии знают не понаслышке.
Максим Васильев, генеральный директор ОАО "Лифтэлектросервис":
- В Татарстане выполняется программа ежегодная. Они меняют, что характерно для Набережных Челнов, 100-200 лифтов ежегодно.
Ухудшает ситуацию и то, что в области фактически отсутствует ведомство, которое контролировало бы состояние лифтового хозяйства.
Ростехнадзор от этой темы дистанцировался, а Жилинспекция ей пока вплотную не занимается. Если темпы ремонта и замены лифтов останутся прежними, то на обновление лифтов губернии понадобится более 40 лет. За это время в области успеют состариться еще сотни кабин, а 63-й регион рискует просто-напросто застрять в лифте.