1
53
17

Актуальные темы

Сегодня
Неделя
Месяц
«Бункер S» Эфир передачи от 12 декабря 2017г 
Цифры. Эфир передачи от 18 декабря 2017г 
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ и наш менеджер по рекламе перезвонит вам
 888        .d8888b.   888b     d888   .d888  8888888888P   .d8888b.   888      
888 d88P Y88b 8888b d8888 d88P" d88P d88P Y88b 888
888 888 888 88888b.d88888 888 d88P 888 888 888
88888b. Y88b. d888 888Y88888P888 888888 d88P 888 888
888 "88b "Y888P888 888 Y888P 888 888 d88P 888 888
888 888 888 888 Y8P 888 888 d88P 888 888 888
888 d88P Y88b d88P 888 " 888 888 d88P Y88b d88P 888
88888P" "Y8888P" 888 888 888 d8888888888 "Y8888P" 88888888


Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.
ОАО "Телерадиокомпания ТЕРРА"

Все Блоги Самары

01. Жить в хорошей компании*

Валерий Бондаренко Искусствовед, кинокритик, писатель

12 декабря 2012, 04:10

*В 2002 году Валерий Бондаренко на спор рассуждал на умные темы 48 часов подряд. Проспорившая сторона (Елена Хегай, гендиректор радио "Ностальжи") издала все это в виде книги. Радио "Ностальжи" уже не существует, а книга - "48 часов Nostalgie" - осталась, при этом она актуальна и по сей день. С разрешения автора мы будем публиковать это необычное произведение - не написанное, но наговоренное, по частям, которые вы можете бесплатно прочитать на нашем сайте.

Екатерина Спиваковская. Люди любят давать советы. Не все. Но любят. Ты когда-нибудь слушаешь советы?

Валерий Бондаренко. Иногда. Все зависит от того, кто именно дает совет, в какой-то момент жизни и от моей наличной способности услышать человеческое высказывание как совет. Ведь это может быть реплика в уличном разговоре, строка из книги, подслушанная мысль. Один из лучших советов, который я получил, вовсе небыл впрямую обращен ко мне. Человек просто сказал, выступая перед аудиторией, чтомы, люди, должны по мере возможности повышать уровень происходящего.

-  Что это означает?

-  Я сам до конца не понимаю, что именно эта реплика означает, но она мне очень нравится. Приведу несколько примеров. Помню, как с Иринкой Шаповаловой мы в юности стояли в Пушкинском музее изобразительных искусств перед картинами Ван Гога. Было ощущение, что дверь открылась, и сразу все стало очень значимым. Как будто жизнь подняли на руки, и она стала доступна обозрению.

Мы шли по улице, и реальность была очень внятной и глубокой. В такие мгновения становится понятно, что еще несколько часов назад жил лишь отчасти, вполсилы. Когда к человеку приходит любовь, он переживает то же самое. Появляется свет, и начинаешь все окружающее видеть иначе. В пересказе все выглядит слегка наивным, потому что тот мир, который открывается в момент резко возросшегоуровня существования, собственно, и есть предмет поэзии. Люди давно поняли, что о некоторых вещах нельзя говорить обыденным языком. Он становится невнятным, слабым в передаче глубинных смыслов и состояний. Состояние и есть знание. Уро­вень знания, понимания процессов жизни, доступный нам с тобой в данную ми­нуту, соответствует состоянию, в котором мы находимся. Поэтому человек, кото­рый любит, знает больше других. Потому что состояние, в котором он находится, является несколько иной ступенью эволюции. И он на этой ступени какое-то вре­мя стоит. А потом снижается состояние и все остальное тоже снижается. «Духов­ное падение», о котором нам сообщают книги, и есть падение «в состоянии».

А есть более приземленные примеры. Когда в детстве мы, 12-13-летние маль­чишки, встретили нашего будущего тренера по футболу, Игоря Николаевича Ков­шова, стало понятно, что отныне мы будем играть в футбол несколько по-друго­му. И уровень существования изменился. В жизни мы все время путешествуем по разным состояниям сознания и, соответственно, по разным уровням существо­вания. Встретил одного человека, и уровень происходящего сразу же повысился. Когда происходят такие контакты, о скуке, вялости или апатии человек даже не вспоминает. Встретил другого человека, и сразу же мир опустился до уровня щи­колоток. Встретил еще одного - и оказался в аду. А где оказываются люди, кото­рые встречают тебя? Тоже интересный вопрос. И, наконец, в определенный мо­мент жизни особую цену приобретает твоя собственная способность сохранять оп­ределенный уровень существования, невзирая на все многообразие человеческих встреч. Жизнь представляется мне средоточием колоссального количества миров. И между мирами бродят гонцы, агенты, посланники. И каждый из нас тоже ино­гда оказывается в этой роли. Дано ли нам знать, какие вести мы приносим лю­дям и посланниками каких миров являемся? За спиной каждого человека стоит его Галактика. И только ли люди являются обитателями этой галактики? На Вос­токе на этот вопрос ответили бы отрицательно. С теми ли Галактиками вы выст­раиваем дружеские отношения? Почему некоторые Галактики, как кажется, обре­чены на запустение и вымирание, а некоторые на жизнь в оккупации? Жизнь ко­ротка. Нужно проводить ее в хорошей компании.

- Хочешь ли ты сказать, что общаешься только с теми людьми, кото­рые повышают уровень твоего существования?

- И да. и нет. Существуя в рабочем режиме, я не всегда волен выбирать, с какими Галактиками мне вступать в контакт. Хотя все равно стараюсь. Во всех остальных случаях жизни я стараюсь жить в хорошей компании. А какой смысл жить по-другому? Зачем бывать в тех местах или с теми людьми, которые съедают твою жизнь, твое время? Я же не подписывал контракт на исполнение роли жертвы каннибалов. Но еще страшнее самому превратиться в каннибала. И, естественно, критерием вовсе не является обращенное к людям воззвание: "Дай!" Так же как критерием не может быть и противоположное по смыслу воззвание: "Возьми!" А если люди не хотят брать? А если то, что у тебя есть, им не нужно? А если, откликнувшись на твой призыв и приняв у тебя "твое", они отравятся? Ведь не все продукты совместимы, хотя сами по се­бе вполне могут быть деликатесами. И разве все, что здесь говорится по отношению к людям, не распространяется на миры мыслей, эмоций, культурных ценностей? Я, например, не очень люблю такого модного в 90-е годы режиссера как Питер Гринуэй.Моя индивидуальная органика отторгает его многозначительное псевдобарокко. Как профессионал я должен иметь, по возможности, исчерпывающее представление о его творчестве. Я видел его фильмы, я читал статьи об этих фильмах, я даже пару статей о них сам написал. Но, в то же время, это очень далекая от меня Галактика.

Несколько лет назад я присутствовал на мастер-классе Никиты Михалкова. Он рассказывал историю о том, как на съемках "Неоконченной пьесы для механического пианино" пытался в силу сложившихся обстоятельств заменить Елену Соловей на другую очень хорошую актрису Наталью Лебле. Алхимии союза, не­обходимого для творчества, не получилось. Михалков произнес запомнившуюся мне фразу: "Я тогда еще не знал, что могу работать не со всеми людьми". Я тоже могу работать далеко не со всеми людьми. Я не верю в коммуникативную всеядность, если дело касается творчества. Часто ведь даже с самыми любимыми людьми не можешь вместе работать. Не срастается. Творческое пространство соединяет людей перпендикулярно обычной жизни. Очень часто оно игнорирует самые сокровенные человеческие связи. И в этом смысле является не вполне человеческим. Это "другая" любовь, нежели в обычной жизни. И "другая" ненависть. Часто актеры пытаются перенести алхимические союзы, случившиеся на сцене, на съемочной площадке, в свою повседневную жизнь. Очень редко это получается.


48 часов Nostalgie



ЧИТАЙТЕ ВСЕ ЧАСТИ ЗДЕСЬ

219
Наверх